Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote in white_idea,
Михаил Маркитанов
mikhael_mark
white_idea

Categories:

Крылья Врангеля - генерал от авиации Вячеслав Ткачёв

Вячеслав Матвеевич Ткачёв (1885 - 1965) - русский лётчик, из кубанских казаков, активный участник Белого Движения на Юге России.






Родился в старинной казачьей семье. Окончил Нижегородский кадетский корпус, Константиновское артиллерийское училище, Одесскую авиашколу, Севастопольскую военно-авиационную школу (с отличием). Ветеран Первой Мировой войны, неоднократно отличился в воздушных боях, стал георгиевским кавалером и начальником полевого управления авиации и воздухоплавания. Написал военно-теоретический труд, обобщивший опыт воздушных боёв Первой Мировой войны и выработавший тактику воздушного боя.

Авиация дольше наземных частей сохраняла дисциплину. Даже в ноябре 1917 года, когда пехота активно браталась с противником, бросала оружие и разбредалась, куда глаза глядят, лётчики продолжали летать на боевые задания и сбивать вражеские самолёты. Однако долго так продолжаться не могло: захватившие власть пораженцы-большевики взяли курс на скорейший выход России из войны. Ценой унизительной капитуляции... То, что прежнее командование ставило Ткачёву в заслугу, в одночасье стало преступлением. Прапорщик Крыленко, отправившийся на фронт, чтобы принять верховное командование, имел на руках приказ об аресте Ткачёва - прославленного лётчика даже не собирались спрашивать, принимает ли он новую власть. "Захват Ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение, - писал по этому поводу В.М. Ткачёв. - Передо мной стояла проблема: подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им свое неподчинение. Впрочем, решение данного вопроса первым способом не могло иметь места, так как, по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчинюсь я самозванцу Крыленко или нет".




В.М. Ткачёв на фронте Первой Мировой войны

В таких условиях у Ткачёва остался только один способ выжить - пробираться на Юг, к Алексееву. Выбор Вячеслава Матвеевича в наступающей Гражданской войне в пользу белых был предопределён: и по отношению к славе русского оружия, и по отношению к достижениям целой плеяды военных специалистов, трудившихся над укреплением военной мощи страны, и по отношению к самим этим специалистам большевики вели себя как вандалы, А с вандалами нужно было бороться.

Ткачёв переоделся в солдатскую форму и двинулся на юг. По пути его дважды арестовывали. И дважды отважный лётчик бежал из-под ареста: большевики ещё не научились толком охранять своих узников. В начале 1918 года он добрался до родной Кубани, где вступил в белый партизанский отряд. С этим отрядом он принял участие (на правах рядового бойца, будучи уже полковником!) в нескольких сражениях с войсками Северо-Кавказской советской республики. Прикрывая переправу через Кубань отряда В.Л. Покровского, отряд был окружён красными, и Вячеслав Матвеевич оказался в плену. Содержали его в Майкопской тюрьме четыре месяца, после чего Майкоп был занят Добровольческой Армией генерала Деникина, и Ткачёв, наконец-то, оказался среди своих.
Поскольку на тот момент своей авиации у белых добровольцев ещё не было, Кубанская рада решает направить Ткачёва на Украину для переговоров с гетманом Скоропадским. Неизвестно, что было предметом переговоров и добился ли успеха Ткачёв, но по своей собственной - авиационной - части он успеха явно добился. Украинская Держава согласилась предоставить Ткачёву необходимое авиационное имущество, так что Ткачёв, вернувшись на Кубань, немедленно приступил к организации 1-го Кубанского авиаотряда.


В.М. Ткачёв (в центре) среди лётчиков 1-го Кубанского авиаотряда, 1919 г.



Вскоре белые освободили Новороссийск, и на вооружение отряда стали поступать английские аэропланы. К маю 1919 года в составе 1-го Кубанского авиаотряда уже было около десятка боеспособных машин. С этой техникой Ткачёв принял участие в Великокняжеской, а затем и в Царицынской операциях Врангеля. Под Великокняжеской авиация Ткачёва нанесла бомбардировочный удар по коннице Думенко, что вызвало в рядах большевиков панику. Великокняжеская была взята, и перед белыми войсками открылся путь на Царицын. На пути к Царицыну Ткачёв лично штурмовал оборонительные рубежи красных и был ранен пулей с земли. И снова, как в далёком уже 1914-м, сумел дотянуть самолёт до своих. Ткачёва отправили в госпиталь, но он быстро поправился и успел вернуться к моменту решающего штурма Царицына. И снова лётчики Ткачёва летали на штурмовку и бомбардировку большевистских укреплённых позиций, а когда красные начали в беспорядке откатываться к Камышину, бомбили их колонны на походе, сея панику и нанося врагу урон в живой силе.

После взятия Царицына за счёт аэропланов, захваченных у красных, авиаотряд Ткачёва развернули в авиадивизион. Ткачёв продолжал командовать новой частью на протяжении всего похода белых на Москву. Однако осенью 1919 года Деникин понёс тяжёлое поражение, и его ВСЮР отошли в Крым.

В Крыму произошла смена белого командования. Место Деникина занял П.Н. Врангель. Пётр Николаевич был наслышан о Ткачёве и 14 апреля 1920 года назначил его командовать всей белой авиацией. Начальник авиации действующей армии - сокращённо "авиадарм". Однажды Ткачёв уже занимал эту должность - летом и осенью 1917-го. Правда, теперь силы его авиации были несоизмеримо скромнее, чем на фронтах Первой Мировой - всего 35 самолётов, но ведь недаром Суворов наставлял: "Воюй не числом, а умением"! Буквально накануне своего назначения, 13 апреля 1920 года, 12 аэропланов под командованием Ткачёва атаковали с воздуха дивизию красных, прорвавшихся через Перекоп, и полностью рассеяли её. Крым в результате остался за белыми.

Ткачёв с головой ушёл в работу. Под его руководством скромные военно-воздушные силы ВСЮР стали по-настоящему грозной силой. "Ткачев уделял много времени боевой подготовке пилотов, - https:/пишет Вячеслав Кондратьев, - обучению их умению летать строем и слаженно действовать в группе, точно следуя приказам командира. Для лучшей заметности в воздухе командирские машины получили особые цветные обозначения (яркая окраска капотов и широкие полосы вокруг фюзеляжей). Кроме того, каждый авиаотряд получил собственные, "элементы быстрой идентификации" в виде индивидуальной раскраски рулей поворота (разноцветными полосами, черно-белыми квадратами и т.д.)". Поскольку радиосвязь на самолётах в годы Гражданской войны отсутствовала, Ткачёв разработал способ связи авиации с наземными войсками с помощью визуальных сигналов. Это повысило эффективность взаимодействия лётчиков с наземными войсками. Кстати, впервые радиостанции на самолёты были установлены именно в частях, подчинённых В.М. Ткачёву.


Авиадарм В.М. Ткачёв во врангелевском Крыму




При этом белым лётчикам приходилось почти непрерывно участвовать в боях. Только за два дня - 7 и 8 июня 1920 года - белые лётчики совершили 150 боевых вылетов на разведку и бомбардировку. За эти бои Врангель наградил Ткачёва только что учреждённым Орденом Николая Чудотворца.

Когда в конце июня конница Жлобы прорвала белый фронт и попыталась отрезать белые части в Северной Таврии от Крыма, Врангель обратился за помощью к Ткачёву. Ткачёв поднял в воздух 13 бомбардировщиков "Де Хевиленд" и лично повёл их на красных. Когда конница Жлобы расположилась на ночлег, Ткачёв атаковал её расположение с воздуха. На головы ничего не ожидавших красноармейцев посыпались бомбы. Первые же взрывы настолько перепугали лошадей, что они шарахнулись врассыпную. Лошади топтали своих седоков, опрокидывали тачанки и артиллерийские повозки и метались по лагерю. А белые лётчики с воздуха поливали свинцом красных, тщетно пытавшихся переловить своих лошадей.

Когда белые улетели, Жлоба кое-как сумел привести в порядок свои потрёпанные части. Но тут Ткачёв со своими бомбардировщиками обрушил на его войска второй бомбовый удар. А затем и третий. В итоге большевики в полном расстройстве бежали на восток и северо-восток, побросав всю артиллерию и тачанки. К 30-му июня корпус Жлобы перестал существовать как организованная военная сила. Это поражение, нанесённое Ткачёвым красным, стало не только наивысшим успехом белой авиации, но и крупнейшим успехом авиации за всю первую четверть ХХ столетия. По сути авиаторы впервые оказали решающее влияние на ход крупной операции. Это, кстати, признавали и красные, заставив своих курсантов изучать опыт Ткачёва как удачный пример тактики авиации против наземных войск.

В августе 1920 года Врангель бросил авиацию Ткачёва против Каховкского плацдарма. Но здесь белого авиадарма постигла неудача: пулемёты и мелкие бомбы, имевшиеся у него на вооружении, оказались бессильны против глубоких окопов, блиндажей и защищённых артиллерийских позиций, оборудованных будущим героем Великой Отечественной Д.М. Карбышевым. К тому же белые, участвуя в непрерывных боях, а свободное от боёв время посвящая учениям, не имели возможности ремонтировать свои самолёты, и техника ветшала. А подвоз новой техники и запчастей от западных союзников к лету 1919 года полностью прекратился.

15 ноября 1920 года армия Врангеля покинула Крым. Вместе со своими боевыми соратниками отбыл в эмиграцию и Ткачёв. "Авиатор без дела не останется", - говорил он. Но для себя тогда же принял важное решение: никогда не служить тому государству, которое будет воевать с Россией. Даже с Россией большевистской. В эмиграции Ткачёв создаёт и возглавляет Общество воздушного флота в составе РОВС, а также много работает с организацией "Русские соколы" - молодёжной военно-патриотической организацией, ставившей своей целью физическое и духовное совершенствование.

Когда в 1941 году гитлеровская Германия напала на Советский Союз, многие белоэмигранты увидели в этом возможность снова скрестить оружие с большевиками. А в оккупированной нацистами Югославии к этому времени уже успел возникнуть Русский Охранный корпус СС, занимавшийся борьбой с местными партизанами. Поначалу Ткачёв принимает участие в его деятельности. А также преподаёт в Белграде тактику военно-воздушных сил на Высших военно-научных курсах генерала Н.Н. Головина. Однако по мере того, как Ткачёву становятся известны преступления нацистских оккупантов над мирным населением, гонения, развёрнутые оккупантами в Сербии против Православной Церкви, а возможно - и зверства нацистов на оккупированных территориях СССР и в концлагерях (вспомним, что А.И. Деникин, находясь в эмиграции, активно изобличал преступления нацистских оккупантов), Ткачёв решительно порывает не только с коллаборационизмом, но и вообще с любой антисоветской деятельностью. Бывший авиадарм устраивается учителем в школу и многократно отвергает любые предложения немецких оккупантов о сотрудничестве. В 1944 году, когда Красная Армия вырвалась за пределы СССР и двинулась в Освободительный поход в Европу, соратники по белой борьбе начали предлагать Ткачёву покинуть Югославию. Но Ткачёв отказался наотрез, заявив: "Пусть лучше расстреляют свои, чем искать прибежище в стане врага".

20 октября 1944 года Ткачёв, как активный участник Белого Движения, был арестован СМЕРШем. Последовал суд и приговор: 10 лет заключения. Жену Ткачёва СМЕРШевцы не тронули, и она смогла перебраться в Париж. Ткачёв же 11 февраля 1955 года вышел на свободу и поселился в Краснодаре. Там он работал в артели переплётчиков и писал мемуары. Его книга о П.Н. Нестерове увидела свет уже при жизни автора. Вторую книгу напечатанной Ткачёв уже не увидел: "Крылья России: воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг." вышла уже после его кончины. Примечательно, что жена сумела выйти с ним на связь, приглашала переехать к ней в Париж, обещала содействие в оформлении документов на эмиграцию. Ответ Ткачёва гласил: «Мне слишком тяжело далось возвращение на Родину, и я не хочу вновь ее потерять. Лучше ты ко мне приезжай». Жена, однако, приехать в советский "рай" с коммуналкой в полуподвальном помещении не рискнула, и более супруги не виделись. Скончался Ткачёв 25 марта 1965 года. Сегодня на доме, где прошли последние годы его жизни установлена мемориальная доска.

(с) Подробнее см. здесь
Tags: Белые патриоты России, Казачество, Офицеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments